Амур=Хэйлунцзян

Итак, все началось, когда мы выходили с тайменьевого маршрута. Вышли из речки через протоки в Амур, понеслись, потряхиваемые волнишками, к заветному утесу. Амур был полон воды, внезапный затяжной паводок притопил многие косы и ухвостья островов. Около величавого утеса вода вскипала, закручивалась в дьявольские громадные водовороты, и дикой струей неслась прочь от камней. Мы причалили в затишке, в зоне обратного течения, между заливом и самым зубом, отбивающим поток. Берег был основательно подтоплен, но ловить, пропрыгав по огромным валунам к зубу, все еще можно было.

картинка

Мой старинный приятель и напарник по хабаровским приключениям, Андрей Булчинский, как обычно, первым сделал заброс. Наши корейские друзья рассыпались по мысу, а Константин с Василичем неспешно созерцали красоту и мощь реки.  Нам нужно было провести часа два на этом месте, дожидаясь условленного времени, когда в село неподалеку должен был приехать транспорт.

Мы с Димой отправились в палаточный лагерь, который стоял на месте бывшего залива. Непривычно было видеть палатки, выстроенные аккуратным лагерем, в столь удаленном и малопосещаемым людьми месте. Но мы знали, что в этих краях в это же время должны были рыбачить наши хабаровские знакомые – Александр Муромов и Александр Белов со своими друзьями. Сашу Муромова я знал, мы как-то встречались во время сплава на одной реке. А Александра Белова, с которым судьба как-то свела меня на московской выставке, я помню еще по фильмам о Дальнем Востоке и амурской рыбалке.

Ребята только просыпались, и мы стояли, разговаривая о том о сем, на берегу. Родилась идея выпить чаю,  ребята засуетились около костра. И обнаружили, что ночью приходила лиса. Которая съела остатки ужина из сковородки, и зачем-то нагадила туда. Ситация, конечно, та еще..

А в это время на самом мысу началась возня. Было видно, что Андрей Булчинский держит хорошую рыбу, здоровенную. Я быстро попрощался и прыгнул в лодку. И через минуту уже наблюдал финал поединка с желтощеком. Андрей мечтал об этой рыбе три года, три долгих года. И передать его эмоции сложно. Так здорово разделить со своим другом радость поимки трофея!

картинка

Надо сказать, что своего первого желтощека несколько лет назад я поймал на глазах Андрюхи, мы были с ним в одной лодке. Нам казалось это чем-то невероятным, мы были совершенно счастливы. Потом были и другие рыбы, в каждой из поездок мне удавалось схватить удачу за горло. Андрей же методично шел к своей цели. И вот на третий год, наконец-то, все случилось. Просто супер!

Особенно приятно, что мы ловим эту рыбу по-своему, и у нас получается. Мы используем крупные приманки, и технику, которая отличается от того, что мы наблюдали у местных ребят. Андрюха, кстати, поймал еще и верхогляда на 7,5. Жаль, что вечно не хватает времени на эксперименты, нет возможности подгадывать амурские истории под уровень воды и погоду. Но в этот раз Андрей уезжал ловить змееголова, а я должен был остаться на Амуре на недельку. И этот трофей был невероятным началом моего трипа.

 картинка

База.

Базу Алексей построил совсем неожиданно. Мы планировали жить на Амуре в палатках, а тут вдруг образовалась база. Ребята рассказали свою историю – взяли землю по программе «Дальневосточный гектар», в Комсомольске подготовили домики-контейнеры, привезли, установили, и вуаля! Идея отличная, ведь баз на Амуре так и нет, и это здорово сдерживает рыболовно-туристический поток.

Дима привез меня на базу примерно в обед. Никого не было, кроме сторожа и повара. Я послонялся немного, погрелся на солнце, скинув вейдерсы – был удивительно теплый день. «Мне бы помыться», подумал я. И совершил задуманное в еще теплой бане, среди царства тазиков, шаек, мыла и мочалок. Помыться после долгой таежной истории, дорогого стоит. Помыться основательно, с запасом горячей воды. Первый раз, по привычке, моешься быстро и деловито, экономя воду и время. Второй раз, уже переведя дух, не спеша и обстоятельно. Третий раз, он уже для души, уже с ленцой и истомой. И потом, на дорожку, можно окать себя тазиком с головы до пят. Сидеть на деревянном крылечке, распаренным, смотреть на Амур, и щуриться на солнце.

Вспоминал, как мылся в две кружки кипятка, у лесного костра, размазывая комаров по еле смоченному водой телу. Как парились в палаточной  «баньке» на речной косе, которую река отдала нам только в последний день.  Как мылся в реке, забредя по колено в ледяную воду речной протоки.

И потом уснул, забывшись тяжелым дневным сном.

картинка

Люди.

К вечеру приехали мои друзья, их привез старенький Ниссан, абсолютно весь, снаружи и внутри, пропитанный пылью. Друзья мои выглядели покорителями пустынь, были замотаны тряпьем по самые глаза. Скинув балаклавы, они быстренько вставили в зубы сигареты, и начали счищать с себя слой пыли.  Дорога из Комсомольска на Амуре в эти места проходит по грейдеру, а старенький микроавтобус  засасывает внутрь салона просто клубы пыли…

Итак, за ужином мы осмотрелись. Володя, Сергей, Алексей, Василич, повар и сторож-на все руки мастер Али – вот и весь коллектив базы. С нашей стороны были Костя, два Андрея, Дима из Москвы, и я. Теплое застолье, новые эмоции, смена обстановки, все испытывают эмоциональный подъем.

Мы решаем разделиться. Уехать с Алексеем вдвоем вверх по Амуру, проверить одно прошлогоднее место, и поискать что-нибудь интересное  «в свободном полете».  Если честно, я даже не спрашивал его, на сколько дней мы уезжаем. Мне казалось, наш трип продлится дня два-три, и мы вернемся на базу. Но на самом деле, забегая вперед, скажу, что мы уехали на все время нашей амурской истории.

Амур. Наш речной лагерь.

Утром ребята разделились на две группы, и уехали рыбачить. Мы же выспались, загрузили в лодку нехитрый скарб, и двинули вверх по реке. Амур был более-менее спокоен, мелкая речная волна почти не доставляла хлопот. Мерк-сороковка урчал, и тащил нас сквозь время и пространство.

картинка

Мы прошли утесы возле Киселевки, молчаливые и угрюмые, поросшие лесом, с выходами звериных троп к самой реке. Из-за высокого уровня воды, не было лагун и прибрежных галечных пляжей, вода терзала скалы и уходила в затопленные распадки.

Дошли до тех мест, где в прошлом году моя маленькая группа три дня жила с медведями, не имея возможности из-за шторма уехать из обители косолапых. Вот скала, возле которой стояла наша палатка, вот отсюда медведи приходили по ночам, вот здесь горел костер, а вот тут мы готовили и наблюдали их (а они, соответственно, нас) днем.

картинка

Лагерь разбили на излучине реки.  Просто палатка у воды, столик, костер, вытащенная на берег лодка. Недалеко от нас было небольшое озерцо, соединенное с Амуром, к которому вела натоптанная звериная тропа. Было много плавника и мертвых берез вокруг.

Место живописное, рядом скальник, река просматривается хорошо. На Амуре, кстати, птиц гораздо меньше, чем на горных речках и в затопленных пойменных местах амурских проток. Нет чириканья, ночных трелей, хорканья и цвирканья куличков. Но зато есть очень разговорчивая и шумная река. Да, Амур постоянно что-то бормочет, плюхает, шепчет, фырчит, кричит, воет, и даже ревет.   Удивительно слышать столь «разговорчивую» реку! Наша Волга гораздо тише, гораздо молчаливее, и спокойнее. Возможно, я просто с детства слышу родные звуки реки, и они уже не так явно выделяются мною. Но Амур постоянно ощущался, постоянно создавал шумовой фон. Было сложно к нему привыкнуть.

картинка

Даже в таких безлюдных местах всегда находятся глаза, наблюдающие за тобой, и я сейчас не о медведях говорю. Где-то на треть утро, когда мы крепко спали, около палатки причалила лодка, и мужской голос окрикнул – «Есть тут кто живой?». «Есть», ответили мы, и Леха начал выбираться из палатки.

- Ребят, а вы кто, а? У нас работа третий день стоит.

- Да мы рыбаки…удочками ловим. Типа, туристы.

- Рыбаки? Так вам рыбы, что ли, надо? Давайте мы вам привезем какой хотите.

- Нет, мы и сами ловим. Ну, просто поживем в палатке еще несколько дней, половим удочкой рыбу, отдохнем и уедем. Туристы мы. Так бывает.

- Откуда вас принесло, туристы. Че вы тут делаете…Кто такие…

Короче, кое-как заверив мужиков, что мы неопасные чудики – а по-другому рыбаков или туристов тут и не воспринимают, мы выдержали визиты еще двух или трех лодок. Последний раз лодка приехала под вечер, а мы наблюдали за этим, рыбача на косе. «Амур» под девяностиком-сузукой остановился у палатки, и стал нас поджидать. Разговор завязался в примерно вышеобозначенном ключе. Мы снова заверили мужиков, что нам нет никакого дела до их дел. Судя по их хитрым прищурам, они в нас сомневались, но работа не волк…

Лодка отчалила, пересекла Амур, и начала выпускать ахан на косе, прямо напротив нас. Мы решили развести костерок, рыбы на жареху уже наловили. Вдруг, совершенно неожиданно, сверху по течению появился быстроходный катер с крупной надписью на борту «Росгвардия». Катер, не снижая скорости, направился прямо к мужикам.  И лихо остановился, мгновенно зачалив борт-в-борт. Все произошло быстро и неожиданно.

«Нехорошо как-то получилось», - сказал Алексей. «Как по какому-то нелепому сценарию», подумал я. Стало ясно, что нам лучше убираться с этой стоянки подобру-поздорову восвояси.

 Мы нашли пристанище в узкой протоке между островами. Со стороны большой воды нас не было видно, стрелка с верхоглядами была совсем рядом. Палатка стояла за прибрежными кустами.

картинка

Я узнал эту косу, это было то самое место, в котором нас застиг шторм год назад. Тогда весь берег был вытоптан медведями. В этом году следы были, но не так много. По берегу бродили штук пять мишек разного калибра.  Новый лагерь мне нравился, но спал я в нем плохо.

К тому же, в этой протоке были просто неисчислимые тучи "усатиков" - длинноусых поденок, которые темными облаками оккупировали прибрежную растительность, и роились целыми днями.

картинка

Быт и рыбалка.

Время тянулось медленно. Мы то готовили,  разговаривали об этнографии и истории края, то прятались от дождя в палатке, варили кофе, и беседовали о мистике и народных сказаниях.  Дождя было много, пару дней мы практически вообще не выходили из палатки.

картинка

Беседы носили все больше этнографический характер, не без налета эзотерики и мистики. Например, как-то Алексей рассказал мне о путешествии к Амурским столбам – гранитным глыбам на вершине одной из сопок, не сильно далеко от Комсомольска-на-Амуре. Там, на верху, у самых «столбов» причудливой формы, он встретил группу поклонников теории сотворения этих самых столбов (и много другого) представителями древних цивилизаций. Принять факт существования людей-дельфинов он не смог, подвергся обструкции, но до конфликта и рукоприкладства дело не дошло.  Эти гигантские люди-дельфины еще не раз всплывали в наших беседах, и каждый раз, закидывая особенно крупный воблер в реку, я думал о них.

картинка

Изредка выбирались под вечер поймать кого-нибудь на ужин, особенно сильно нам хотелось поймать «кормового» сомика килограмм на 6. Далеко не ходили, ловили на косе у острова, или в начале протоки. Одолевал верхогляд и судак, ими и питались.

картинка

Рыбалка протекала в расслабленном состоянии, пару-тройку часов в день, да и то, далеко не каждый день мы выбирались на реку.  Атмосфера дождливого июня, могучей реки, нового знакомства и постоянных интересных бесед не особо располагала к ловле рыбы.

картинка

Я ловил мощным сэтом, на крупные воблеры 150-170мм. Очень мне хотелось поймать желтощека. Но единственный визуальный контакт у меня произошел в день нашего приезда. Мы шли мимо косы, и я отчетливо увидел желтощека в районе десяти килограмм, полностью выпрыгнувшего из воды.  Кажется, были еще одна или две жестких поклевки, когда рыба заставлял взвизгнуть фрикцион, но я не воспринимал их серьезно.

Алексей ловил новым Breaden Monster Calling “Wind of Volga” 83 с Daiwa Caldia LT 4000. У него дела шли гораздо веселее, поклевывал верхогляд на стрелке острова. Верхогляд, как по мне, не очень вкусная рыба, да еще с большим количеством костей, поэтому никакого гастрономического интереса он для нас не представлял. Съели одну рыбку, когда совсем нечего было есть, и переключились на недостижимую мечту поймать «кормовых»  сомиков. Они всяко вкуснее верхогляда, да и где-то поинтереснее немного приевшегося судака.

картинка

Сомики нас игнорировали, чего не скажешь о верхогляде. Это самый массовый хищник в тех краях, и его было много на нашей стрелке острова.

картинка

Ловился каждый день с какими-то особенностями. То выходил на поверхность, и плюхал по всей акватории. То подбирал вибы и металджиги у самого дна. Иногда постукивал по приманкам, и попадался на передний ассист. То зачем-то жестко атаковал мои крупные 140-150мм воблеры. Алексей ловил на две железки – унцовый Ecogear Teibo Jig и Higashi Hayai Jig в 40гр весом. У последнего мы заменили всю фурнитуру и тройник, а так же довали к этим железкам ассист в голову.

картинка

Как-то, в паузе между дождями, мы  решили сходить в озеро Хавалда. Там красиво, летают белоплечие орланы. Солнце высвечивало обратные стороны речных утесов и сопок, шевелило и морщило поверхность воды. Мы было принялись искать щук, да ветерок сдувал нас и тащил с большой скоростью. Зашли в речушку с чистейшей водой, в ней поймали ленка себе на обед, и пару таймешат Алексей вытащил почти вприглядку. Ленок в гастрономическом плане нас удовлетворил, и где-то даже заместил так недостающего «кормового» сомика.

картинка

Сделали пару открытий. Во-первых, распробовали новый воблер Ecogear MW90s – при таком размере, он весит 14гр. Летает, как пуля, и его едят. От верхоглядов  до таймешат.

картинка

Во-вторых, обловили странноватую блесну Yarie Grebe. В русскоязычном интернете ее описывают как приманку для ловли лососевых рыб в реках. На самом же деле, эта железяка сделана для ловли в море. Об этом не сложно прочитать на сайте производителя. Выдерживает разную проводку, скоростную, прыгающую по поверхности, равномерную в толще, рывки, волочение у самого дна. Она компактная и тяжелая. У нее довольно мощный тройник. И ее едят верхогляды. Это важно.

картинка

По дороге домой, нашли интересное место с сильным течением у самого берегового скальника. В нем были такие кармашки, где течение замедлялось. Мысль о кормовом сомике меня не оставляла, и я получил штук пять поклевок с семи забросов. Пару просто не всек, одна тяжелая рыба сразу залезла в нору и оборвала шнур, вторая начала ползать по дну – и я не мог ее оторвать от него, пока шнур не перетерся о подводные камни. Ну и, собравшись, следующую поклевку я реализовал. Думал, что на крючке крупная ауха, но вместо него всплыл судак. Судак. Я был разочарован. Судаки на Амуре похожи на волжских, откормленных анаболиками. У них на загривке явно видны две бугристые мышцы, они сопротивляются гораздо упорнее. Хотя, как и на Волге, с удовольствием ест крупную резину Narval и Fox Rage.

картинка

Финал истории.

Когда я уже потерял счет дням, а это, безусловно, самое лучшее состояние, мы засобирались обратно на базу. Собрать палатку, приготовить завтрак, загрузить все в лодку и заправить бак, все это делается быстро и споро, если привычен к жизни вне города. 

картинка

Обратная дорога по реке не доставила особых хлопот, лодка споро шла по зыби. На базе мы встретили ребят. Признаться, я соскучился по своим бродягам. Дела у них не заладились, большая вода спутала все планы. Мы отужинали, попарились в баньке, и легли спать. Мне снились гигантские люди-дельфины, которые строили дом для нас с Юлей.

Утром, пока все собирались, мы с Алексеем на пару часиков выбрались на реку. Собрали две удочки, новый Fox Terminator Pro Jigger X Ti до 60 c Daiwa Certate 3500HD и PE2 для Лехи, и мой любимый комплект из Aims и Daiwa Ryoga с PE3. Ловили на крупные воблеры Tackle House K-Ten. У меня случились две пустые поклевки,  а у Алексея сел желтощек. Леха его не подсек как следует, и это было фатальной ошибкой. Вообще, должен сказать, что это прямо бич на трофейных рыбалках.  Удочка неожиданно сгибается до самого комля, и тебе кажется, что вот оно, счастье. Но через несколько рывков и секунд рыба просто отваливается. Это случается и при ловле тайменей, и при ловле желтощека.  Так было и в этот раз.

Не скажу, что мы как-то расстроились. Мы провели очень расслабленную и «медленную» неделю, были в умиротворенном состоянии духа. Знали, что ребята в лагере, скорее всего, воспримут факт поклевки и схода желтощека как шутку и подкол. Но разве то, как люди, даже близкие, воспринимают тебя и события вокруг, имеет какое-то значение?!  Поэтому мы возвращались в лагерь с улыбками. Неделя на Амуре подходила к концу.

картинка

Хочу сказать спасибо тем, кто встречал нас на реке. Мы с Алексеем познакомились года три назад, и у нас все не случалось половить вместе. И вот, наконец-то, мы встретились. За это время  у Алексея появилась команда, база, идея. Хотя, все это не так уж и важно, нас по-прежнему объединяет река. Спасибо за гостеприимство! 

Спасибо всем моим друзьям, которые рискнули, и приехали в эту дичь. Каждого из них я знаю не первый год, и очень благодарен им за компанию и это приключение. Трофейная рыбалка непредсказуема, и далеко не каждый может жить в режиме экспедиции, сохранять адекватность и рыбачить. Рад, что мои друзья, а мы стали настоящей командой, готовы к любым авантюрам. Они умеют сохранять адекватность даже в самых сложных ситуациях. Поверьте, я знаю, о чем говорю, проверено. Спасибо вам, очень вас люблю!

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
0 комментариев
Вы действительно хотите удалить комментарий?
ДаНет
 
 
 
Войти с помощью соцсетей