17 мгновений ноября.

Возможно, вы никогда не были на Волге, не видели эту реку в предзимнем состоянии, когда она готовится ко сну. Это удивительное время, и пропустить его никак нельзя. Участок реки от Волгограда и до Никольского особенный на Нижней Волге. Это безлюдные просторы, с песчаными островами и чистой быстротекущей водой. Обрывы сменяют громадные косы, местами река течет в едином русле, а кое-где пробирается сквозь острова, петляя и размазываясь на большой площади.  В ноябре на воде остаются единичные лодки ловцов судака, да местные мужички все возятся с осетровыми порядками.

В этом году, после нашествия спортсменов, лодок на реке прибавилось. Они появлялись и с райогородской базы, и приходили со Ступино. Не знаю, как шли у них дела, но надеюсь, что  это лишь разовая история, и в следующем сезоне они облюбуют более популярные рыболовно-спортивные полигоны. Не то, чтобы я был как-то против присутствия незнакомых лодок, нет. Просто ноябрь – это такое время, особенное. Когда хочется уехать от всех, остаться наедине с родной рекой, и ловить рыбу в полном одиночестве. Ведь как река готовится к предстоящей зимней спячке, так и мы настраиваемся на умиротворяющий  лад. Подолгу наблюдая за полетом белохвостого орлана, или любуясь игрой речных струй за кормой лодки. В тишине и покое.

картинка

Две недели ноября мне довелось прожить на ставшей уже привычной базе «РП Бундин», в одноименном хуторе. В этом году я провел здесь, почитай, месяца два-три чистого времени. Разделяя все радости и невзгоды с Андреем, директорствующим в этом пристанище рыбацких душ. С ним у меня сложились самые добрые отношения, и не раз он выручал меня в моей речной жизни. То незапланированным ужином, то вовремя привезенной горючкой, то добрым словом или кровом над головой.

Рома и Секи-сан.

В самый последний день месяца октября я прилетел в Волгоград. В этот раз вещи были собраны заранее, в виде такого «дежурного чемоданчика». В который, на всякий случай, я добавил еще один зимний костюм.  Ребята прилетали поздно вечером, и я встретил их в аэропорту уже ближе к полуночи.

Я был рад встретить старых товарищей, и за разговорами мы приехали на базу довольно быстро. Нам предстояло хорошенько выспаться, и поздним утром выйти на воду. Что приготовила нам река, было и для меня загадкой. Последние две недели самого важного для реки времени, когда она резко поворачивает с лета на зиму, я был в Ярославле.

Мы начали с Покровки, и там на песках нашли некрупных разнообразных рыбок. Спустились к Каршевитому, и на затопленных косах увидели несколько лодок. Пришлось срочно ретироваться оттуда, решили ловить в тех краях, где никаких лодок на горизонте нет, километров на 40 ниже.

картинка

Ловили мелко, метрах на 4-6. Мы с Секи на джиг-головки с довольно крупными приманками, а Рома разбирался с шарнирами и всем подряд. Не первый раз подмечаю особенность иностранных рыбаков, они стараются делать в точности то, что делает их гид. И если это не приносит успеха, начинают экспериментировать, не меняя кардинально выбранный стиль. Мы с Секи ловли легкими головками на снос, он называл это «bottom drifting». Ловить по корме из-за сильного течения не было никакой возможности, а подбирать вес так, чтобы вывесить приманку и добиться оптимальной паузы для каждой из постановок, не было желания. Мы быстро переставлялись, и ловили этаким «универсальным» весом, который был актуален почти во всех местах. Им был, кажется 32-34гр. На фоне необходимых 56-60 для ловли «по корме».

У Секи-сана и Ромы было несколько поклевок хорошей рыбы. Рома немного запаздывал с подсечкой, плюс двойники делали свое дело. Ну а наш японец припарковал хорошую рыбу, разразившись бурей эмоций. Говорит, это самая большая, его личный рекорд.

За эти три дня, мы выяснили, что Секи-сан любит электронную музыку, Рома раньше работал в Норстриме и Коэксе и мы вспоминали знакомые обоим азиатские заводы по производству удилищ и связанные с этим забавные истории, что современное техно гораздо ближе нам, тридцати пяти-сорока летним, чем когда-то нам же, но двадцати лет отроду.  Что рыбалка “стареет”, и в России, и в Японии. Что бухать на рыбалке в Японии не принято, и писать за борт тоже. Что в России Секи любит фаст-фуд, а так же русский борщ и хинкали. Что одна пойманная рыба, конкретная цель, может удовлетворить рыболовные амбиции и поставить логичную точку в рыбалке. Это, кстати, совсем не свойственная нам, русским рыболовам, черта.

Дима и Алексей

Два абсолютно разных, но весьма оригинальных парня, прибыли московским рейсом часа в три ночи. На базу мы приехали под утро, и завалились спать. Нам предстояло рыбачить допоздна, и нужно было основательно подготовиться.

Тем временем, вода поднялась еще немного, и уровень вырос до 2,5 метров к лету. В некоторых хороших точках по дну несло песок, кое-где крутились лодки. В первый день мы проехали километров сто по реке. В Ступино нашли много мелкого судака и берша. Наши друзья, промышлявшие на одной из ям в протоках, «высиживали» редкие судачьи поклевки рассредоточенных по дну одиночек или судачьих пар. Мы искали более простые решения, нам нужна была динамика.

картинка

Изъездив все окрестности, заглянув в затоны, за острова и косы, в ямки и в протоки, мы поймали несколько приятных рыб. На одной из кос Дима выловил прекрасного «ерша», и Алексей примерно в том же районе смог, наконец, «расподсекаться», и поймать свой трофей.

Вообще, подсечка в этом сезоне стала  притчей во языцах. Мы говорили о ней все время, отрабатывали стойку, положение рук и туловища. Не так-то просто оказалось для незнакомых с рекой гостей всечь клыкастого нормального размера.

Ночные постановки нам дали пару сходов и несколько пустых поклевок. В одной из проток судак на закате резко просыпался, но клевал с переменным успехом, подъедая 16см лучше, чем 14. И порой со всей своей зубастой злости на самой мели, где было-то всего около двух метров, ловился на вибы с каким-то исступлением.

Сергей

Немногословный Сергей оказался чуть ли не идеальным напарником в этот сезон гайдинга. Мы путешествовали по реке, подолгу ловили после заката, исследуя ночные тропы судаков. И нашли две постановки в абсолютно не примечательном месте, которые почти всегда давали нам отличную рыбу. Меньше трех-четрырех килограмм судаки на этой точке не клевали.

Ночью ловля совсем другая. Судак движется, задерживаясь ненадолго в очень локальных местах. Полузамытая коряжка, к которой прилегает канавка, и свал на 10м, а далее глубина барханами выходит на 3 метра, на некогда возвышающийся над поверхностью воды остров.  Рыб всегда было две-три, и одна-две из них соглашались на поклевку.

картинка

Сергею тоже было не просто приноровиться к подсечке, но как только боязнь сломать удочку ушла, все стало получаться.  Закончили мы наши три дня рыбаки отличной рыбой, после которой мы уезжали с реки с улыбками на обветренных лицах.

Удивительно, нам удавалось ловить в абсолютном одиночестве, вдалеке от популярных мест и случайных лодок. «Одна лодка на воде никого не интересует, две  вызывают любопытство, и к ним обязательно присоединится третья. Три лодки – это сигнал, типа, все сюда», - так рассказывал мне Андрей, сетуя на ситуацию на воде.  Тем не менее, жаловаться причин не было, хоть вода и прибывала, рыба поклевывала неплохо. А от скопления лодок всегда можно было уехать, река же огромна.

Андрей и Катя

В этот раз на долю ребят выпало потепление и ветреные дни. Катя не любит волны, но все обошлось. Мы не так много ходили, и старались ловить не сильно далеко от базы.

картинка

Нашли одинокое бревно с судаком перед ним, которого ювелирно снял Андрей. Катя уверенно ловила с перегрузом на 16см, и явно доминировала. Андрей собирал пустые поклевки, и иногда вытаскивал на палубу кого-нибудь с хвостом и плавниками. Катя заняла лидирующу позицию, поймав отличную щуку на сильном течении, выкачав ее и не допустив схода на свечке. Андрей ответил пустыми подсечками хороших рыб при ловле на снос. Вечерние изыскания подарили несколько нереализованных поклевок.

Мы веселились, прятались от ветра за стеклом лодки и пили горячий свежесваренный кофе. Мне кажется, что крупные рыбы клюют у всех. Но далеко не все могут их подсечь и даже понять, что клевали именно большие рыбы. Нужен какой-то тренажер для судачьих подсечек, не иначе.

Федя

К Феде и Алене я приехал вечером в отель. Ребята прилетели с Чукотки в отпуск, погреться к нам на юга. Чашечка кофе в фойе было вернула меня в мир забытой «цивилизации», но свою собственную «цивилизацию» нельзя терять даже на реке, во время какого-то там по счету дня в лодке.

Нам повезло, на затопленном перекате мы нашли котлового жереха. Поймав перед этим пару некрупных судачков, и не обнаружив никаких лодок вокруг, мы не спеша принялись за речных корсаров. Бой был не такой яростный, как ранней осенью, когда вздрагиваешь от стремительных и мощных ударов и всплесков, но рыба там и сям выходила на поверхность. Первого я нащупал  тейлспиннером, и далее все стремительно закрутилось. Рыба стояла плотной стаей, не обращая внимание на лодку и работающий электромотор. Федя менял приманки, и ловил рыбу за рыбой. Лучше всего получалось ловить на простые колебалки. Ну как простые – Daiwa Crusader, например.

Какая-то зеленая лодка нас заприметила, и подвернула в нашу строну с фарватера. По счастью, она прошла далеко, а мы решили пообедать. И нам удалось сохранить маленькую тайну этого дня.

картинка

Последующие дни было ветрено, и нам пришлось много ходить по реке в поисках судака. Вода снова пришла, и уровень ее был выше обычного уже на 3,5м.  В итоге, уже после заката мы поймали пару хороших увесистых рыб.   Они были проходными, и нам пришлось изрядно полазать по затопленным мелякам, чтобы найти сговорчивых судаков.

После смены множества точек, мы выставились по двум символам крупных рыб, и, похоже, поймали их. Я радовался, как ребенок, когда Федя разглядывал упитанного судака,  и глаза обоих блестели. Первые судаки в жизни Феди были трудовыми, и запомнятся надолго.  Надеюсь, они немного оттеснили увлечение ультралайтом , и разнообразили Федину практику.

Река уже не скрывала своего буйства, и несла бревна и мусор. Песчаные бури над подводными барханами опустошили множество точек, но судак не ушел в заливы и протоки. Он по-прежнему оставался в местах с сильным течением, граничащих с фарватером. Поклевки по-прежнему были мощными и яркими.

Дима и Александр

В Волгограде открыли шандоры – задвижки для сброса воды на Волжской ГЭС. Вода ринулась в пойму, начала затапливать берега и у ходить в пойму. Слип каждый день подмывало, но нам все еще удавалось спускать и поднимать лодку.

картинка

Чтобы избежать хлопот со спуском и подъемом, мы перебрались на соседнюю базу. Хотелось комфорта, поварской стряпни, камина. Прессинг на популярных местах присутствовал, но нам удавалось ловить в стороне от лодок. Бонусы давала ловля на закате, она не была простой, несмотря на количество судака, но довольно продуктивной. Размеры судака были в пределах 2-3кг, но качество поклевок удивляло. Судак клевал с такой силой и яростью, что никаких шансов пропустить и не заметить  поклевку  не оставалось.

Итоги

Первые две недели ноября были абсолютно судаковыми. Не было многосотенных скоплений на глубоких грядках, зато судак присутствовал на глубинах 4-6 метров, активно перемещаясь по одной -а чаще по две штуки. На интересном микрорельефе иногда встречались группы из двух-трех стоящих рыб, но никаких «лесенок» из 7-10 рыб мы так и не увидели на экране нашего прибора.

картинка

Перепробовав уйму приманок разного размера, мы остановились на одной модели длиной 16см, и ей и ловили. Как правило, все наши эксперименты приносили не столь стабильные результаты, и мы быстро возвращались к проверенному варианту. Я почти не ловил, и лишь иногда делал контрольные забросы в сложных точках. Максимальный вес пойманной мною рыбы был, думаю, в районе шести килограмм. Гости же  смогли перешагнуть рубеж в восемь кило. Рыбы весом за 4-5 кг были в уловах почти каждый день. Все рыбы были в отличной кондиции, толстые и упитанные.

За две недели мы поймали всего пару щук. Андрей же , например, припарковал с десяток рыбин, максимальная из которых была около семи килограмм.  Сказывается разница в местах ловли – мы почти всегда выбирали места с бОльшим течением и меньшей глубиной, чем Андрей. Ямы и прочие места, где нужно было «высиживать» судаков, нами почти полностью игнорировались. Мы ловили быстро, часто меняли места и постановки. Обычно активная рыба сразу же отзывалась на приманку. В некоторых местах не было смысла задерживаться больше, чем на пару-тройку забросов, рыба активно перемещалась, и в отмеченной точке ее уже могло и не быть. Кое-где стоило уделить чуть больше внимания качеству проводки. Попасть приманкой точно под нос рыбы, которая стоит на микрорельефе на сильной струе, не так просто. Порой, требовалось несколько проводок, а то и перестановок, пока все получалось и следовала ( или нет) долгожданная поклевка.

Несмотря на повышение воды, ситуация с клевом в этом сезоне весьма позитивная. Рыбы много, она активна и размер очень хорош. Не каждый год выдается такая осень, но этот сезон был преотличным.

картинка

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
1 комментариев
Подоров Сергей

Андрей, привет!!! Шикарно написал, все как было.. и одни на воде и злые поклевки в полной темноте!!! Спасибо еще раз, за эти 3 дня рыбалки.  За подсказки и "правильную подсечку"))) за общение и экскурсию по Волгограду, и конечно Мамаев Курган!!! Обязательно приеду в 2020 к тебе на рыбалку.. Про Волгу и говорить нечего.. влюбился в эту реку))) P.S. фото и видео с тебя))) не забудь!!! Серега Пермь..

Вы действительно хотите удалить комментарий?